Мир выжигания по дереву - История появления пирографии (выжигания по дереву)

Использовать огонь для создания узоров на дереве человек начал, едва научившись обращаться с этим «подарком богов». Царапая обугленную древесину каменным или металлическим орудием, первобытные люди обнаружили, что дерево является прекрасным материалом для рисования и что это его свойство можно использовать в декоративных целях. Благодаря этому наблюдению зародилась пирография.

 

Термин «пирография» появился в Англии в Викторианскую эпоху, изначально так называлось рисование узоров по дереву раскалённой кочергой. Произошёл он от греческого pyr, что означает «огонь», и graphos, что означает «письмо».

 

Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э. Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.

В XVII веке выжигание по дереву стало весьма распространённым в Европе художественным ремеслом. Пиромастера украшали узорами главным образом предметы быта, сделанные из дерева, позднее стала популярна декорированная выжиганием мебель. Орнаменты для пирографии использовались традиционные, те же, какими украшалась серебряная утварь или расшивалась одежда тех времён.

 

 

В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов. Начиная с XVII в., в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «трóицкой». В конце прошлого века в Москве, в мастерской «Детское воспитание» по эскизу известного художника Сергея Малютина была изготовлена первая русская матрёшка, все восемь фигур этой матрёшки были покрыты выжженным рисунком. Выжигание по дереву, названное позже пирографией, было в то время сравнительно новым и малораспространённым способом художественной обработки древесины. Но, несмотря на технические трудности, пирография продолжала развиваться. В подмосковном городе Сергиеве Посаде (ныне Загорске) выжиганием и раскраской в 1912 году занималось около ста дворов. Было разработано множество различных вариантов матрёшек. Однако большой спрос на матрёшки заставил мастеров отказаться от трудоёмкой пирографии, и постепенно выжигание было заменено росписью. Но для украшения деревянных коробочек, шкатулок, блюд и ларцов продолжали применять пирографию. На крышках всевозможных шкатулок и коробочек изображались сценки из народной жизни, виды исторических мест города, древнерусской архитектуры или старого русского быта. Значительная часть изделий украшалась различными русскими национальными узорами, но в 1917 г. они были изменены, а количество продукции, выпускаемой умельцами, сокращено.

 

В Полховском Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.

 

С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения мёда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрёшек.

В XIX веке профессионализм пиромастеров существенно повысился. Однако выжиганием по дереву занимались больше для своего удовольствия, иными словами, пирография пока ещё не стала коммерческим ремеслом. Отчасти причиной этому было отсутствие специальных инструментов, позволявших мастеру работать быстро. Типичный набор инструментов пиромастера состоял из переносного горшка или жаровни с отверстиями вдоль верхнего края и кочерёг. Через отверстия кочерги вставлялись в жаровню, где разогревались на раскалённом древесном угле. На кочергу при этом надевался специальный заострённый наконечник. Обычно у мастера было несколько таких наконечников различной формы. Рукоятку кочерги пиромастера покрывали асбестом, чтобы её можно было держать, не обжигаясь.

 

 

Поразительно, насколько высоким было качество некоторых произведений пиромастеров (рис. 1), особенно если принять во внимание температуру инструментов, которыми они работали. Для работы над крупным произведением мастеру требовался помощник, чтобы носить кочерги от рабочего места к жаровне и обратно. Только что снятой с жаровни кочергой мастер выжигал участки, где требовалась наибольшая чёткость и глубина линий, постепенно переходя к местам, где предполагались более бледные линии. К концу Викторианской эпохи на помощь пиромастеру пришли газовые и электрические печи и горелки, а также кочерги с платиновыми наконечниками.

В конце XIX - начале XX в. выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоёв общества. Например, выжиганием занималась её императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В то же время изобрели «выжигательную машину, работающую по принципу вулкана» (рис. 2), которая состояла из стеклянной посуды, похожей на большой современный аэрозольный баллон, закрытой крышкой, в которой были 2 отверстия с выходящими из них резиновыми трубками. Одна из них заканчивалась мехами (грушами) для нагнетания воздуха из двух смежных резиновых ёмкостей, а на конце второй располагался платиновый наконечник, прикреплённый к ручке. Внутри наконечника было маленькое отверстие для выхода воздуха. Баллон заполнялся бензином или спиртом. Пары горючей жидкости нагнетались мехами в резиновую трубку с платиновым наконечником и загорались при прохождении через него. Раскалённым наконечником выжигали на деревянной поверхности, водя им как карандашом или пером. Чтобы поддерживать постоянный накал иглы, мастер вынужден был периодически подкачивать бензин или спирт ножной педалью или грушей. К машине прилагался целый набор наконечников разной формы, которые можно было заменять при необходимости. При работе с такой машиной под рукой всегда нужно было иметь небольшую ёмкость с азотной кислотой, для удаления образующейся на наконечнике окалины.

Для работы корпусными штифтами пользуются термокаустером с газовой горелкой, на которой нагревают наконечник штифта. Правда, подобные приборы для пирографии сейчас перестали изготовлять, но они остаются лучшими при выполнении высокохудожественных рисунков. Впрочем, газовую горелку можно заменить бензиновой. Бензиновым термокаустером работать тоже очень удобно. Изготовить такой прибор можно самостоятельно, его устройство приведено на рис.3

 

Рис. 3 Жестяную банку (а) с горлышком заполняют поролоновой губкой. В банку наливают чистый бензин, как только губка его впитает, излишек сливают. Горлышко банки плотно закупоревается резиновой пробкой (б), сквозь которую проходит металлическая трубка с двумя концами. На один конец надевают тонкий резиновый шланг (в) с воздушной грушей (г), на другой коней - шланг (д), более длинный, чем первый. Свободный конец этого шланга скрепляют с медной трубкой, вставленной в деревянную ручку (е). К медной трубке привинчиваются различные штифты (ж).

При пользовании прибором нагревают на горелке среднюю часть наконечника штифта, дав накалиться ему до красна. Легко сжимая резиновую грушу, подают воздух в банку с бензином, откуда пары бензина направляются в нагретый штифт и там сгорают. Нагрев штифта будет осуществляться благодаря подаче воздуха и паров бензина через шланг. Пожимая резиновый шар, усиливая или ослабляя подачу воздуха можно регулировать нагрев штифта.

 

В XX веке на смену всем вышеперечисленным инструментам пришёл новый пирографический прибор, в основу которого была положена конструкция паяльника. Это был колоссальный шаг вперёд. Такой прибор и по сей день используется некоторыми пиромастерами, несмотря на свою громоздкость и на то, что при продолжительной работе его ручка разогревается до такой степени, что её становится невозможно держать.

 

Прогресс между тем не останавливался, и в 1962 году Рой Чайлд, сын токаря по дереву Питера Чайлда, решил усовершенствовать этот прибор. Пятнадцатилетий мальчик разработал новую конструкцию выжигающей части прибора, что почти свело на нет перечисленные выше недостатки.

 

К 1973 году был налажен промышленный выпуск пирографических приборов, выжигающих раскалённой проволокой (рис. 4). В настоящее время этот прибор усовершенствован. Проволочный наконечник специальной формы вставляется в держатели из нержавеющей стали, что в совокупности минимизирует нагревание рукоятки.

 

 

Наконец, в 1975 году был запущен в производство пирографический прибор с твёрдым наконечником (рис. 5). По сравнению с прибором, описанным выше, он был менее универсален, но благодаря простоте устройства и относительной дешевизне по объёму продаж он не только догнал, но и превзошёл своего предшественника.

 

Два этих прибора во многом дополняют друг друга, и современные пиромастера часто пользуются ими обоими.

 

Довольно интересно, что, несмотря на все усовершенствования, и в современном мире осталось место для древнейших техник пирографии. На Мадагаскаре, например, до сих пор практикуется обжиг древесины раскалённой докрасна металлической «лопаткой», после чего мастер ножом удаляет тонкий слой обугленной древесины, рисуя узоры и орнаменты.

Литература

Все книги на сайте
Руководство выжигания по дереву, коже и тканям
мне нравится
0.0
0 0
Пирография или искусство выжигания по дереву
мне нравится
0.0
0 0
Художественное выпиливание и выжигание
мне нравится
0.0
0 0
Графический дизайн и пирография
мне нравится
0.0
0 0